ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРЕДСКАЗАНИЕ ПОГОДЫ. ДЛЯ ЛЕТЧИКОВ
Я считаю твердо установленным, что все — кроме бестолкового Джо ■— поняли, какую важную роль играет метеорология в работе летчика. Прежде чем стартовать в дальний полет, всегда советуйтесь с метеорологом, если только он имеется при аэропорте. Часто то, что он может сообщить вам о погоде, так же важно для безопасности вашего полета, как и исправное состояние вашего самолета. Пока вы не составите плана полета, который не только отвечает требованиям гражданского законодательства о воздушных сообщениях, но и полностью учитывает погоду, оставайтесь наг земле!
Составляя план полета, помните, что учитывать существующую погоду недостаточно; вы должны принимать в расчет и ожидаемую погоду. При очень кратковременном полете атмосферные условия часто остаются без изменений, и погода, наблюдавшаяся во время вашего вылета, может продержаться до вашей посадки. Но при более продолжительных полетах, особенно через районы циклонической деятельности, вы увидите, что погода так же непостоянна, как любимая девушка бестолкового Джо. Ведете ли вы большой транспортный самолет или самолет меньших размеров, вы должны предусматривать перемены погоды и учитывать их при состав — •лении плана полета.
Рис. 92. Посмотрите на условия погоды, указанные на рисунке. Они, очевидно, неблагоприятны для полетов между Буффало и Чикаго, хотя полет от Нью-Арка до Буффало можно было бы провести безопасно. Но не слишком торопитесь стартовать! Наблюдается общее перемещение неблагоприятной погоды с запада на восток, так что, хотя осадки в Буффало показаны в виде снега, однако этот снег имеет тенденцию перейти в более мокрый снег и весьма вероятно в замерзающий дождь, как в районе Детройта. Поэтому вы должны притти к выводу, что условия неблагоприятны для полета на всем пути от Нью-Арка до Чикаго.
Если бы вы летели из Детройта в Чикаго, вы нашли бы благоприятную для полета высоту над холодной воздушной массой в теплом воздухе,
где температуры выше точки замерзания. Но, набирая высоту после вылета из Детройта и производя в Чикаго посадку по приборам, как будет объяснено дальше, вы подвергли бы свой самолет опасности обледенения стеклообразного твердого типа, а кроме того, попали бы над Чикаго в район ограниченной видимости, происходящей от сгущения низких слоистых облаков и наличия замерзающей мороси и тумана под нижним слоем облаков.
Конечно, вы встретились бы с условиями, способствующими обледенению, во всей системе высокослоистых облаков, начиная от очень низкой температуры высоко над Буффало, вызывающей образование изморози (зернистого льда), до района с температурой 0° С над Детройтом и Чикаго (стеклообразный лед образуется при температуре от 0°0 примерно до —4° С). Если бы вы попытались избежать опасности обледенения, летя между облачными слоями, вы только испытали бы новые затруднения. Вы встретили бы умеренные, а по временам сильные осадки, и, летя сквозь них, вы не могли бы быть уверены в своем положении относительно облаков.
* *
*
Планируя свой полет, обязательно заметьте, какая погода в аэропорте отправления и просмотрите все имеющиеся бюллетени погоды по маршруту и по обе стороны его. В настоящее время, когда вся страна покрыта сетью метеорологических станций, вам будет довольно легко следить за продвижением фронтов и за сопутствующими метеорологическими явлениями.
Рис. 93. Приближаясь к теплому фронту, наблюдайте за пеленой облаков, которые обычно начинаются с перистых, а затем сгущаются в высокослоистые. Вам придется рассмотреть два следующих вопроса.
Лететь ли вам вдоль наружной границы облачного слоя, где нет осадков и где натекающий теплый воздух расположен высоко? Или же вы полетите сквозь сгущающиеся облака системы теплого фронта в теплый воздух теплого сектора? В первом случае вы встретите идеальные условия для полета. Во втором — действует целый ряд факторов.
Предположим, например, что вы находитесь на метеорологической станции, расположенной в правой части карты погоды данного района. Над станцией — сплошная пелена высокослоистых облаков с потолком в 1800 м. Видимость довольно хорошая. Дождь еще не начался, но ожи-
дается. При таких условиях вы, вероятно, могли бы лететь с достаточным потолком и видимостью, если бы не один фактор. Холодный воздух под вы- сокослоистыми облаками обладает способностью вызывать образование низких облаков внутри самого себя после того, как через него начнут выпадать осадки. В этом заключается главная опасность при полете в условиях погоды типа теплого фронта. В теплые периоды года опасность сводится к низким потолкам и плохой видимости, но зимой, когда осадки принимают форму снега или замерзающего дождя, к этому присоединяется опасность обледенения.
Холодный воздух
Если только возможно, обращайтесь к метеорологу, чтобы выяснить структуру воздуха, через который выпадают осадки. Имея данные о температуре и влажности в верхних слоях атмосферы, метеоролог может сказать вам, на какой высоте вероятно образование облаков. Конечно, если бы вы имели эти данные, вы сами могли бы сделать нужные выводы. Если, например, аэрологические данные указывают на инверсию в более холодном воздухе при равномерном вертикальном температурном градиенте, соответствующем слегка неустойчивому равновесию и идущему снизу до нижней границы инверсии, и на высокую относительную влажность непосредственно под инверсией, условия благоприятны для образования низких слоистых облаков под нижней границей инверсии после начала осадков. Если у поверхности земли разница между температурой воздуха и точкой росы незначительна, весьма вероятно, что вблизи нижней границы инверсии существует слой, близкий к насыщению. После того как осадки вызовут образование нижнего слоя облаков, толщина облака будет увеличиваться книзу по мере насыщения более холодного воздуха. Чем выше нижняя граница инверсии, тем, конечно, выше будут основание и вершина нижнего облака.
Рис. 94. Здесь показаны в разрезе атмосферные условия и распределение воздушных масс по линии AD рис. 93. Заметьте, что низких облаков, связанных с теплым фронтом, здесь еще нет и что потолки повсюду высоки и видимость хорошая.
Рис. 95. Здесь показаны атмосферные условия вблизи линии AD рис. 93 по истечении шести часов. Осадки, сопутствующие обширной системе высокослоистых облаков, распространились. Теплый фронт переместился незначительно ввиду равномерности барометрического давления в холодном воздухе слева. С другой стороны, холодный фронт значительно продвинулся и приближается к теплому фронту в центре низкого давления, образуя окклюзию (вспомните рис. 82). Погода на вашей станции претерпела значительные изменения. Непрерывный дождь вызвал насыщение в нижних слоях и образование пелены слоистых облаков на высоте 300 м при понижении видимости до 2,5 км. На станции, расположенной к северо-западу от вашей, потолок также понизился с 1 200 до 200 м, а видимость упала с 5 км до 3 км по той же причине.
Рис. 96. На этом разрезе погоды, показанной на предыдущем рисунке, заметьте, что дождь из высокослоистых облаков распространился на обширное пространство и что вследствие этого в нижележащем более холодном воздухе образовалась низкая облачность. При подобных условиях вы можете безопасно лететь по приборам из холодного воздуха в систему
высокослоистых облаков и оттуда в открытый теплый сектор, при том, однако, условии, если нет опасности обледенения.
Если осадки’ принимают форму снега, старайтесь держаться вне высокослоистых облаков, так как температура будет ниже точки замерзания и в облаках, вероятно, наступит обледенение. Вы, конечно, можете знать заранее, что температура там очень низка, так что возможно только самое незначительное обледенение типа изморози, но без этой положительной уверенности не пытайтесь лететь слишком долго в облаках. Эксперименты с опасностью обледенения ведут к беде!
При дожде из высокослоистых облаков вы обычно найдете наверху более теплый воздух. При замерзающем дожде держитесь вне нижнего холодного воздуха и поднимитесь на высоту, на которой дождь возникает при температуре выше точки замерзания. Вы можете сами понять, что в облаках, образующихся в нижележащем более холодном воздухе во время выпадения снега или замерзающего дождя, всегда возможно обледенение. Я еще раз предостерегаю вас: избегайте районов, в которых возможно обледенение. При благоприятных для обледенения условиях лед образуется так быстро, что он в самый короткий срок может прижать ваш самолет к земле.
Когда зимой происходит вторжение холодного воздуха на холодном фронте, вы можете встретить летную погоду в районе, удаленном от воды. Но над водой погода у фронта осложняется усиленным снегопадом с понижением потолков и ухудшением видимости (если вы забыли, почему это так, вернитесь к разделу об озерных шквалах и" посмотрите на рис. 52). После прохождения холодного фронта следите за погодой в холодном воздухе, так как даже без взаимодействия с более теплой воздушной массой погода в холодном воздухе может стать довольно опасной. Как я указал, говоря об озерных шквалах, это является результатом изменений под влиянием более теплых водных поверхностей. Очевидно, если вы можете долететь до места назначения прежде, чем до него дойдет холодный фронт, вам не придется беспокоиться об этом. Но если нет, то вам лучше заранее подсчитать, какого потолка и какой видимости вН можете ожидать, если вы прибудете на место одновременно с фронтом или сразу после его прохождения.
Рис. 97. В холодные периоды года метеорологические станции часто сообщают, что после прохождения холодного фронта в холодном воздухе образовалась обширная область низкой облачности. Возможны также сообщения об осадках из пелены слоистых облаков в виде замерзающей мороси и ливневого снега. Это явление всегда застает бестолкового Джо
Быстрое образование слоистых облаков в холодном воздухе
Наверху
ясно